Запах горелого масла в салоне автомобиля: причины, что делать

При наличии запаха горелого, а точнее перегретого масла в салоне автомобиля, диагностика скорее всего обнаружит источники утечки из агрегатов. Самое неприятное при этом – повышенный расход масла в двигателе. Если внимательно проводить регламентные ТО, то до обоняния дело не доходит, проблема будет обнаружена визуально или по результатам несложных замеров.

Как запах горелого масла попадает в салон

Внутреннее пространство кузова не может быть герметичным. Требуется вентиляция, да и идеально подогнать все детали и уплотнения не получится, особенно после достаточного срока эксплуатации. Поэтому забортный воздух разными путями достигает пассажиров, неся с собой не только нужный для дыхания кислород.

Главный источник проникновения запахов – система вентиляции. Воздух забирается из наиболее безопасных зон вокруг автомобиля, но попадание продуктов горения неизбежно, для ощущения запаха потребуется ничтожно малое количество. Дополняется картина притоком из технологических отверстий кузова, через которые проходят тяги управления и электропроводка. Уплотнения дверей и стёкол тоже не идеальны.

Моторный отсек

Непосредственные источники гари чаще всего локализуются под капотом. Там расположен двигатель, детали его нагреваются до температур, которые смазочные материалы не выдерживают и интенсивно окисляются, то есть горят. Типичные источники:

  • протекание и запотевание сальников двигателя;
  • нарушение герметичности уплотнительных прокладок;
  • разгерметизации системы вентиляции картера;
  • переход масла в агрегате турбонаддува с холодной стороны на горячую;
  • утечки в узлах трансмиссии.

Дым от масла свободно проходит через капот и моторный щит, после чего разными путями подсасывается в пассажирский отсек.

Источники под кузовом

Под полом кузова проходит магистраль системы выхлопа. Это сильно нагретые трубопроводы и глушители, основные и дополнительные, иногда каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, имеющие очень высокую рабочую температуру.

Попавшее на них масло будет немедленно обуглено, выдав при этом большое количество дыма с характерным запахом. А низ автомобиля на ходу собирает больше всего подтекающих нефтепродуктов за счёт сил гравитации и турбулентности воздушного потока под машиной. Сюда же попадут и консистентные смазки из приводов, подшипниковых узлов, даже просто поднятые колёсами с дорожного покрытия.

Масло в выхлопе

Всё же самый большой источник возникновения масляной гари – это выхлопные газы двигателя. Попасть в салон им несложно двумя путями – подсос выхлопа со стороны трубы под задним бампером и из неплотностей магистрали. Там есть чему проржаветь, могут и прогореть гибкие соединения в виде гофр и кольцевых подпружиненных уплотнений. Всё это завихрениями потока переносится в салон.

Более важный вопрос – откуда берётся полусгоревшее масло в выхлопных газах. Это уже касается конструкции двигателя, точнее, результатов критического износа.

Масло в камеру сгорания попадает четырьмя основными путями:

  • из системы вентиляции картера, когда давление в нём настолько высокое, что имеющиеся маслоотделители лабиринтного типа уже не справляются;
  • по стенкам цилиндров через изношенные или закоксованные поршневые кольца:
  • сверху через потерявшие свойства сальники стержней клапанов;
  • изношенный картридж турбонаддува допускает выход масла к горячей крыльчатке.

Во всех случаях мотор требует ремонта, а запах гари – лишь неприятный симптом, предсказывающий значительные вложения.

Как проверяют двигатель

Первым признаком будет даже не запах, а повышенный расход масла в агрегатах. Уровень требует регулярных проверок, контролируются ведущие мосты, коробки передач, раздатки, но главное - двигатель. Дым обычно проявляется, когда расход масла превышает 1 литр на 1000 километров пробега, хотя эта цифра достаточно приблизительная.

Существуют тестовые методики, позволяющие приблизительно понять, в чём тут дело. Например, известный масляный тест на компрессию, изменение цвета выхлопа при перегазовках и на торможении двигателем, исследование люфтов вала турбины. Но на практике, кроме последнего случая, мотор отправляется в ремонт по признаку масляного угара. После снятия головки блока причины уточняются, но обычно двигатели с большим пробегом или наличием заводского брака подлежат полному капитальному ремонту или замене.

Запах горелого масла не всегда означает вероятность пожара, хотя и это не стоит исключать. Но и прочие возможные ситуации ненамного лучше. Стоимость ремонта некоторых двигателей сопоставима с ценой подержанного автомобиля. Поэтому желательно быстро локализовать источник и тогда уже принимать решение. Часто удаётся обойтись относительно небольшими расходами.

Фотогалерея