Дрожь по всему автомобильному кузову – плохой знак. Причины вибрации кузова и как с ними бороться?

Дрожь, распространяющаяся по всему кузову автомобиля – это плохой знак. Плохой знак как потому, что длительные вибрации ведут к ряду мелких и крупных поломок, так и потому, что иногда действительно сложно идентифицировать их причины. Особенно если вибрации ощущаются прежде всего не на руле, не на тормозах, а именно на кузове.

Причин вибрации кузова

Если в вашем автомобиле появились отчетливо ощутимые вибрации, приготовьтесь к кропотливому поиску их причин. Конечно, у вас может повезти, и с первого раза вы найдете причину. Многие водители рассказывают истории о том, как месяцами пытались понять, почему кузов их автомобиля вибрирует, как стиральная машина в режиме отжима. Почему это так сложно? Есть две основные причины этого явления:

  • Разнообразие возможных причин вибрации – невозможно даже перечислить их все, чтобы быть уверенным, что названы абсолютно все возможные причины.
  • Одновременное наличие двух или более причин вибрации – и затем, даже если механик обнаружит и устранит одну из них, водитель ощущает улучшение, но проблема полностью не исчезает.

К тому же, разные типы приводов имеют свою специфику и, соответственно, собственный список возможных причин вибрации. Поэтому поиск источников вибрации в дизельном двигателе нужно вести по-другому, нежели в бензиновом автомобиле или на газовом топливе.

Вибрации в автомобиле означают, что какой-то его элемент или элементы работают не так, как предусмотрел производитель
Чтобы найти конкретные причины вибрации, лучше подойти к проверке систематично, начав с тех деталей, которые первыми сталкиваются с возможными источниками вибрации. А это, конечно же, шины.

Вибрации кузова могут быть вызваны автомобильными шинами. Это произойдет, если одна или несколько шин:

  • Повреждены – произошло повреждение корда, появился выпуклый участок на протекторе.
  • Изношены до корда – по определенным причинам на шине появился эффект расслоения протектора.
  • Переторможены – протектор сильно стерт в одном месте из-за резкого экстренного торможения.

Шина также может быть просто неправильно отбалансирована, что тоже приведет к вибрациям – в первую очередь ощутимым на руле, но также и на всем кузове.

Если причиной вибраций не являются шины, то это могут быть диски. Есть несколько причин, по которым диски колес часто становятся источником вибраций, ощутимых порой на всем автомобиле. Прежде всего, речь идет о:

  • Повреждении диска – деформация, изгиб, искривление.
  • Неквалифицированном ремонте – если диск был поврежден, а ремонтировался непрофессионально, он может доставлять проблемы во время движения.
  • Центрирующих кольцах – речь идет о кольцах, позволяющих подогнать диск к ступице, когда эти два элемента несовместимы.
  • И на последней причине стоит остановиться подробнее. Нередко случалось, что автомобиль тщательно проверял механик на предмет поиска причин вибрации, балансировались колеса, менялись тормозные диски, даже заменялись форсунки, а оказывалось, достаточно подобрать подходящие центрирующие кольца. Подобрать и установить, потому что иногда причиной вибрации является ошибка при их монтаже.

Ступица колеса всегда в числе подозреваемых - особенно на новых автомобилях

Если кто-то слышит, что причиной вибраций кузова является ступица колеса, обычно это ассоциируется с неправильным монтажом тормозных дисков. Действительно, неправильный монтаж тормозного диска, отсутствие очистки ступицы или смазки толстым слоем смазки часто приводит к эффекту «биения».

Однако в последнее время механики отмечают другую проблему. Ступицы колес, которые в старых автомобилях были практически бронированными, в новых моделях удивительно легко выходят из строя. Ступица может погнуться, потерять оригинальную геометрию, и даже если на первый взгляд это незаметно, водитель обязательно почувствует. Водитель ощутит такое повреждение в виде вибраций, охватывающих как руль, так и весь кузов.

Люфт в подвеске - проклятие для тех, кто ищет источники вибраций кузова

Определенно, самой обширной категорией причин ощущаемых на кузове, а также на руле вибраций, является люфт в подвеске. Эти так называемые «люфты в шарнирах» могут появляться в самых разных местах, и найти их может занять много часов даже у самого опытного механика.

Что еще хуже, именно люфт в подвеске часто сопутствует другим типам причин вибрации, вводя в заблуждение тех, кто ищет источники, и заставляя автомобиль продолжать дрожать, несмотря на несколько предыдущих замен или ремонтов.
Поэтому, когда вы ищете причины вибрации в автомобиле, всегда имейте в виду, что найти их может занять много времени, потребует немало кропотливой работы и проверки практически всей подвески. Это непростая задача даже для профессионального механика, а уж тем более для самого опытного любителя.

Какие конкретные причины вибраций кузова связаны с подвеской?

Конкретные «болевые точки» подвески, которые могут вызывать нежелательные вибрации кузова:

  • Сайлентблоки – резинометаллические втулки в местах крепления элементов подвески. Со временем они изнашиваются и появляется люфт.
  • Амортизаторы – неисправные амортизаторы не гасят колебания подвески должным образом.
  • Пружины – ослабевшие или поломанные пружины подвески теряют упругость и способность гасить удары.
  • Шаровые опоры – важные узлы, отвечающие за поворот колес. Износ или люфт в них ведет к «гулянию» колес при движении.
  • Рычаги подвески – поврежденные или деформированные рычаги вносят дисбаланс и вибрации при движении.
  • Кулаки поворотных кулаков – люфт в кулаках приводит к биению передних колес и передается на кузов.

Как диагностировать и устранять вибрации кузова из-за подвески?

Чтобы точно определить причину, нужно:

  • Тщательно осмотреть всю подвеску в гаражных условиях, обращая внимание на износ деталей.
  • Прокататься на автомобиле и постараться локализовать откуда исходят ощущаемые вибрации.
  • Проверить люфты во всех точках подвески, покачивая автомобиль за бампер и колеса.
  • При необходимости разобрать и заменить изношенные детали – сайлентблоки, шаровые опоры, рычаги, пружины.
  • Отрегулировать углы установки колес, если они нарушены.
  • Заменить амортизаторы в паре, если они неисправны.

Только комплексный подход, внимательный осмотр, проверка в движении и поэтапная диагностика помогут найти источник проблем с вибрациями кузова из-за подвески.

Другие распространенные причины вибрации кузова

Кроме деталей подвески, вибрации могут возникать и по другим причинам:

  • Неравномерная работа двигателя – неисправности в топливной системе, неправильная регулировка зажигания.
  • Небаланс вращающихся частей – дисбаланс карданного вала, маховика, коленчатого вала.
  • Неисправность трансмиссии – износ подшипников коробки передач, раздаточной коробки, люфты в приводах.
  • Проблемы с выхлопной системой – трещины или прогары в выхлопных трубах.

Чтобы исключить эти причины, требуется комплексная диагностика узлов и агрегатов автомобиля – двигателя, трансмиссии, ходовой части. Иногда причины накладываются, усугубляя вибрацию.

Как справиться с навязчивой вибрацией кузова? Советы водителям

Если ваш автомобиль «дрожит» и вибрирует, а вы пока не нашли причину, полезно придерживаться следующих советов:

  • Не игнорируйте проблему, а начинайте поиск причины как можно скорее. Чем раньше, тем меньше вероятность серьезных поломок из-за вибрации.
  • Проверяйте состояние подвески и ходовой части регулярно, особенно при эксплуатации на плохих дорогах.
  • Следите за давлением и состоянием шин – своевременно меняйте и балансируйте.
  • При появлении вибраций проверьте затяжку колесных гаек и состояние дисков.
  • Обращайте внимание, при каких режимах движения проявляется вибрация. Это поможет сузить круг поиска.
  • Не пытайтесь заглушить вибрацию, добавляя смазку в подвеску, это лишь усугубит ситуацию.
  • Доверяйте поиск неисправностей профессионалам, не пытайтесь самостоятельно разбирать ходовую часть.
  • Будьте терпеливы, поиск особенно сложных причин вибрации может занять немало времени и усилий.

Если ваш автомобиль вибрирует во время движения, это может указывать на различные проблемы, такие как износ подвески, проблемы с двигателем или трансмиссией, и другие неисправности. Диагностика автомобиля позволяет выявить причины вибрации и определить необходимые ремонтные работы. Наши специалисты используют современное оборудование для проведения точной и быстрой диагностики, что позволяет сэкономить ваше время и деньги.

Не забывайте, что своевременное обращение к специалистам автосервиса может предотвратить более серьезные проблемы и обеспечить безопасность на дороге. Запишитесь на диагностику уже сегодня и наслаждайтесь комфортной и безопасной ездой!

Фотогалерея